Что должен знать руководитель организации

 

Узнайте, как вести себя, если вас повысили, какие стили руководства предпочтительны и как наладить контакт с подчинёнными в рамках делового общения. Принято думать, что составление учетной политики организации - задача и головная боль главного бухгалтера. Однако по закону о бухучете обязанность по организации бухучета на предприятии возложена на директора

Что делать начинающему руководителю

1. Выбирайте демократичный стиль управления

Из трёх стилей — авторитарного (решения единолично принимает руководитель), демократического (решения принимаются коллегиально, начальник контролирует исполнение) и либерального (коллектив сам принимает решения, роль руководителя минимальна) — именно демократический может обеспечить комфортную рабочую атмосферу и максимальную результативность. Потому что начальник-демократ:

  • не отдаёт жёстких приказов, как в армии, он работает в команде;
  • предоставляет подчинённым полномочия решать задачи в рамках их компетенций самостоятельно;
  • привлекает сотрудников к решению организационных вопросов;
  • поощряет творческие идеи, инициативы;
  • выстраивает доверительные отношения с коллегами: информирует о текущем состоянии дел в компании и о планах развития;
  • видит и помогает раскрыть потенциал сотрудника.

Демократический стиль даёт подчиненным почувствовать себя скорее партнёрами, нежели просто исполнителями. Для начинающего руководителя этот стиль станет залогом успеха команды, лидером которой он стал.

Нюанс. Если руководитель пришёл извне (не из числа сотрудников отдела или компании), рекомендуем:

  • поинтересоваться, каким был предшественник на этой должности, какой стиль управления использовал;
  • познакомиться с коллективом и организационными процессами;
  • определить приоритетные цели работы, обсудить их с вышестоящим руководством, а потом с подчинёнными.

Не забудьте выслушать предложения вверенного вам отдела.

2. Мотивируйте не приказами, а с помощью привлечения к решению задач

Такой способ поможет повысить самодисциплину в коллективе. Ведь ответственность за принятые решения переходит на сотрудников. Это и подразумевает демократический стиль менеджмента. Дайте почувствовать сотрудникам свою значимость. Ощущение простого винтика в огромном механизме вряд ли вызовет энтузиазм. А когда подчинённые станут важными участниками общего процесса, будут более ответственно подходить к делу.

Если сотрудники не справляются, начальник-демократ не использует властные методы и ни в коем случае не ругает прилюдно.

Запомните правило: хвалить при всех, наказывать наедине.

Подчинённые не должны бояться вызова на ковёр. Наказать в демократическом стиле означает разъяснить, что не так, найти причины и способы это устранить.

3. Создавайте команду

Помните, что вы руководите командой (отделом, департаментом или компанией), а не каждым человеком по отдельности. Формируйте команду, которая будет реализовывать задуманные проекты. Для этого развивайте управленческие навыки. Будьте готовы ставить цели для команды, определять результаты, трансформировать цели в чёткие задачи, мотивировать исполнителей их решать, контролировать выполнение, устранять возникшие проблемы и конфликты.

И ещё учитесь подбирать людей адекватно задачам. Другими словами — не выжимайте лимон в надежде получить томатный сок.

Ошибка начинающих менеджеров — в перетягивании одеяла на себя с мотивацией «я сделаю быстрее и качественнее сам». С таким подходом построить команду не удастся.

4. Не зазнавайтесь

Эта рекомендация тем, кто получил повышение и стал руководить своими коллегами. Ощущение власти может вскружить голову. Но это временный эффект. Грамотный начинающий руководитель:

  • признаёт, что повышение — это не венец карьеры, а он не властелин мира;
  • понимает, что новая должность — это большая ответственность;
  • учитывает личный опыт до повышения;
  • продолжает работать над собой, совершенствовать личностные и профессиональные навыки;
  • не злоупотребляет своим положением, не кричит на каждом углу, что знает всё лучше.

Зазнайство, как и всезнайство, не поможет завоевать уважение в глазах коллег. Принцип «я начальник, ты дурак» — признак авторитарного стиля управления. Вы же не хотите, чтобы за спиной вас тихо ненавидели?

5. Соблюдайте дистанцию в общении

Найти идеальный баланс между дружбой и службой нелегко. Удаётся это не каждому руководителю со стажем, что уже говорить о начинающем. Некоторые молодые начальники выстраивают дружеские отношения с одним подчинённым, тем самым формируя негативное отношение у других сотрудников.

В коллективе не должно быть панибратства. Придерживайтесь культуры делового общения. Стройте отношения на взаимоуважении.

Если вы сторонник обращения на «ты» между подчинёнными и начальником, дайте понять работникам, что это не повод фривольно относиться к заданиям.

Нюанс. Как выстраивать общение, если подчинённый старше начальника? Придерживайтесь партнёрской линии в общении. Используйте местоимение «вы». Не бойтесь спросить совета. Такие обращения, как «Хотел узнать ваше мнение», «Как вы считаете», продемонстрируют уважение к старшему сотруднику, повысят чувство его значимости, помогут выявить ценный опыт и использовать его для развития компании.

Главное — не задевать эго подчинённого, а создать комфортные деловые отношения. Устанавливайте дистанцию постепенно.

Во многом от стиля управления руководителя зависит, какой психоклимат воцаряется в коллективе.

Как стать начальником при мягкости характера

Считается, что либералы не могут стать лидерами ввиду своей человечности и склонности к попустительству. Вместо них коллективом управляют неформальные лидеры.

Чтобы стать хорошим руководителем, надо найти амбициозного человека и сделать его своим советником. Затем с его помощью построить структуру управления и воздействовать на коллектив, используя модель «добрый директор – строгий зам».

Демократический лидер должен быть:

  • инициативным, ответственным;
  • творчески относиться к работе;
  • уметь убеждать;
  • разрабатывать способы достижения цели.

Таких специалистов ждут в высокоразвитых командах, где каждый сотрудник хорошо мотивирован и может обосновать свою точку зрения на проблему.

Начинать карьеру управленца следует с собственной жизни: ставить перед собой задачи, двигаться к цели. Общайтесь с людьми, которые добились профессионального успеха и готовы дать дельный совет.

Что такое психоклимат и как понять, что он негативный

Психоклимат — это комфортный эмоциональный настрой, атмосфера, в которой работают сотрудники. Показатели негативного климата в коллективе — это:

  • текучка кадров;
  • частые больничные;
  • низкая производительность труда;
  • напряжённые отношения между коллегами;
  • всеобщая раздражительность и неудовлетворённость;
  • нежелание сотрудников совершенствоваться;
  • недоверие;
  • психологическая несовместимость;
  • отсутствие желания работать в одном кабинете.

К признакам позитивного климата относятся:

  • доброжелательные взаимоотношения;
  • высокая степень доверия среди членов коллектива;
  • желание находиться в коллективе в рабочее время и проводить вместе досуг (корпоративный отдых, совместные тренинги, вылазки на природу и прочее);
  • отсутствие внутренних конфликтов и «группировок»;
  • сплочённость сотрудников в форс-мажорных ситуациях, высокий уровень взаимопомощи (не каждый сам за себя);
  • свободное обсуждение текущих вопросов (никто не боится высказывать собственное мнение);
  • здоровая деловая критика;
  • отсутствие давления на подчинённых.

Кроме внутренних факторов, на атмосферу в коллективе влияют:

  • физические условия труда;
  • текущее положение дел в компании;
  • экономическая, политическая, социальная ситуация в государстве.

Проанализируйте, как подшефные общаются и взаимодействуют между собой, часто ли конфликтуют или выражают недовольство, как относятся к сотрудникам из других (смежных) отделов.

Психологи рекомендуют провести анонимное анкетирование, чтобы выяснить, какой психоклимат преобладает в коллективе. И если повлиять на положение дел в стране начальник отдела не в силах, то позаботиться об условиях труда, выяснить причины недовольства и мотивировать работников может.

Как руководить коллективом без опыта

Многие менеджеры мечтают возглавить отдел и управлять командой. Недостаточно просто стать руководителем, нужно еще уметь удержаться на этой позиции.

Что стоит знать начинающему директору

По статистике основная причина увольнения сотрудников - отсутствие общего языка с начальством. Поэтому руководитель обязательно должен уметь внимательно слушать подчиненных. Общаться нужно не только через электронные письма, но и вживую.

Начальник должен знать, как вдохновить коллектив. Особенно если речь идет о творческой работе. Перед стартом работы укажите на важность работы каждого сотрудника.

Руководителю стоит уметь мотивировать коллектив. Иногда для этого достаточно проявить инициативу и первым взяться за большой объем сложной работы.

В любом коллективе есть гений, который мыслит нестандартно и отказывается работать в команде. Со временем он становится неуправляемым. Таких личностей надо уметь выявлять и по возможности сразу от них избавляться. Иначе не получится наладить работу в коллективе.

Что должен уметь управляющий

Формулировать цели развития отдела и задачи, которые нужно выполнить, чтобы добиться результатов.

Грамотно использовать ресурсы фирмы. К ним относятся: материальные ресурсы, капитал, информация и время. Ценность каждого из них менялась с развитием человечества. Сегодня в приоритете информация. Задача лидера заключается в том, чтобы грамотно выстроить внутреннюю структуру организации.

Уметь мотивировать сотрудников. Для этой цели можно использовать внешние стимулы (соцпакет, штрафы, работу в команде), а также желание сотрудников развиваться.

Контролировать ситуацию на всех этапах. Перед запуском проекта анализируются имеющиеся ресурсы. Целью промежуточного контроля является оценка выполнения каждого этапа. На заключительной стадии сравнивается достигнутый результат с поставленной целью. Делегировать подчиненным можно только контроль на первых двух этапах.

Правила хорошего шефа

  • Разделяйте труд с целью качественного выполнения большого объема работы.
  • Где появляются полномочия там, возникает и ответственность. Она является сильной мотивацией в срочных проектах. Иногда только моральная ответственность может удержать сотрудника от того, чтобы не сдаться.
  • Дисциплинированность в коллективе базируется на авторитете руководителя.
  • В идеале сотрудник должен получать приказ только от одного начальника. Сегодня границы иерархии раздвинуты. Распоряжения могут выдавать одновременно руководители нескольких отделов. Здесь важно, чтобы приказы не противоречили друг другу.
  • Интересы одного человека не должны превалировать над интересами организации в целом. Иначе наступит диктатура.
  • Верность и поддержку сотрудников можно обеспечить стабильной зарплатой.

Первичные документы и регистры

 

Чтобы не упустить важные нюансы, при формировании учетной политики на 2014 год необходимо еще раз качественно проанализировать нововведения, связанные с вступлением в силу с 1 января 2013 года Федерального закона от N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", а также внесенные в него в течение 2013 года поправки и дополнения.

Напомним, что с 1 января 2013 года организации вправе оформлять факты хозяйственной жизни (сделку, событие, операцию) как унифицированными формами первичных документов, утвержденными Госкомстатом, так и самостоятельно разработанными. Главное, чтобы они содержали обязательные реквизиты, перечисленные в ст. 9 Закона N 402-ФЗ. Обязательными к применению продолжают оставаться только формы первичных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например, кассовые документы, транспортная накладная). Помимо этого, организация может воспользоваться формой универсального передаточного документа (УПД), рекомендованной налоговой службой (Письмо ФНС России от N ММВ-20-3/[email protected]). Она разработана на основе действующей формы счета-фактуры и содержит все необходимые реквизиты первичного документа. Поэтому такой документ можно использовать как для отражения факта хозяйственной жизни в бухучете, так и в целях исчисления НДС и налога на прибыль (Письмо ФНС России от N ГД-4-3/[email protected]), тем самым сократив документооборот.

Важно знать, что форма УПД носит рекомендательный характер, и ее неприменение не может быть основанием для отказа в учете этих фактов хозяйственной жизни в целях налогообложения прибыли или вычета по НДС (письма Минфина России от N 03-07-15/35322, ФНС России от N ММВ-20-3/[email protected]).

Более того, рекомендованная форма УПД не ограничивает права организаций на использование иных форм первичных учетных документов (из действовавших ранее альбомов или самостоятельно разработанных) и формы счета-фактуры, установленной Постановлением Правительства РФ от N 1137 (Письмо ФНС России от N ММВ-20-3/[email protected]).

Применяемые в работе первичные документы определяет руководитель по представлению главбуха. Самостоятельно разработанные формы следует оформить в качестве приложения к учетной политике. При использовании типовых форм Госкомстата их можно не распечатывать, указав в учетной политике, что применяются унифицированные формы Госкомстата, перечислив сами формы и приказы об их утверждении.

Кроме того, руководитель должен утвердить формы используемых в работе регистров бухгалтерского учета (ст. 10 Закона N 402-ФЗ). Обязательные реквизиты регистра бухучета перечислены в п. 4 ст. 10 Закона N 402-ФЗ.

 

Как стать хорошим руководителем

Потенциал руководителя зависит от стремления человека к изменениям. Лидер должен поощрять сотрудников за новшества и давать им возможность самостоятельно отвечать за свои решения. Добиться этого можно только с командой профессионалов.

Разбираться в тонкостях рабочего процесса

Чтобы стать хорошим руководителем, повысить свою рыночную стоимость и управлять командой, постоянно развивайтесь: изучать новое специализированное программное обеспечение, проходить профессиональные онлайн-курсы. Хороший аналитик должен уметь планировать свой день и акцентировать внимание на тонкостях в реализации рабочего процесса. Это дает возможность лучше оценивать риски и отвечать за результат труда коллектива в целом. Если лидер сможет организовать эффективно свой труд и своих заместителей, то у него всегда будет время для оперативного решения важных вопросов.

Создать благоприятные условия для труда

Рациональное управление трудом основывается на применении современной техники. Автоматизация труда может быть достигнута путем внедрения электронно-вычислительных систем, использование оргтехники. Это не все инструменты, с помощью которых можно повысить производительность труда.

Среди дополнительных мер можно выделить:

  • соблюдение санитарно-гигиенических условий в кабинете;
  • наличие рабочего стола;
  • обустройство помещение мебелью;
  • обеспечение сотрудника канцелярскими товарами и прочими рабочими инструментами;
  • организация режима труда и отдыха.

Хорошее освещение, оптимальная температура, отсутствие шума влияют на работоспособность.

Грамотно организовать работу коллектива

В независимости от того, сколько у вас человек в подчинении, четыре или сотня, лидер всегда должен уметь четко разъяснять свои требования. Добиться поставленной цели поможет кодекс правил и поведений. Проще всего понимать цели и ожидания, если они записаны на бумаге. Еще лучше заранее прописать последовательность действий. Если интересная цель посетила вас в середине проекта, не имеет смысла ее озвучивать. Сотрудники не воспримут вас всерьез и едва успеют добиться определенного результата. Внедрять серьезные изменения в середине проекта не стоит, однако, мелкие корректировки рабочему процессу не помешают.

Создать правильную атмосферу в коллективе

Настойчивость в достижении цели не должна мешать подчиненному выдвигать свои предложения. Взгляд на проблему со стороны позволит откорректировать ход действий. Особенно важно слушать чужое мнение на завершающем этапе. Если хотите услышать честный ответ, то не угрожайте. Не напугать подчиненных и выслушать их точку зрения можно несколькими способами: организовать анонимный опрос, отправить электронное письмо, спросить мнение при личной встречи. Сотрудники быстрее поделятся своим мнением, если будут понимать, что оно влияет на успех проекта в целом. У них всегда должно быть время на обдумывание проблемы, над которым они трудятся.

Держать дистанцию с подчиненными

Заслужить любовь подчиненных можно не только панибратством, но и честным путем:

  • Легко признаваться в своих ошибках. Любой человек может ошибаться, в том числе и шеф. Не стоит винить в своих просчетах других людей. Найдите ошибку, признайте ее и попытайтесь исправить. Только так можно показать умение находить решение в любой ситуации.
  • Будьте последовательным. При разговоре с собеседником четко излагайте свои мысли и требования. В этом случае сотрудники смогут помочь решить вопрос.
  • Не допускайте панибратства. Разумеется, босс должен уметь общаться с сотрудником, когда тот находится в любом настроении. Но не стоит допускать панибратства. Всегда держите дистанцию. О хороших навыках общения говорит число подписанных договоров, а не отношения в неформальной обстановке с коллективом.

Быть строгим, но справедливым

Хороший босс поддерживает коллег и мотивирует их на достижение результатов. Сделать это можно с помощью системы поощрения.

  • Заведите привычку ежемесячно встречаться с командой за праздничным ужином. Это интересный способ подружиться с коллективом и мотивировать их на достижение целей.
  • Устройте индивидуальный прием. Если работник достиг невероятных высот, следует объявить коллективу об этом в электронном письме или при личной встрече.
  • Поощряйте трудоголиков. Любой подарок, будь то новая модель телефона или билет в кино, могут мотивировать сотрудника на качественное выполнение обязанностей.

Брать ответственность на себя

Умение брать на себя ответственность за проект в целом - ценное качество лидера. Любой результат работы команды - это, в первую очередь, результат его собственных действий. Причины неудач руководитель ищет в своем поведении. Такое отношение мотивирует руководителя принимать эффективные решения в будущем.

Подчиненный может не справиться с задачей, потому что неправильно ее понял, забыл о ней или выбрал неэффективный метод. Со стороны руководителя наблюдаются такие сбои: не правильная постановка задачи, отсутствие промежуточного контроля и регламента решения вопросов. Способ решения уникальных проблем должно разрабатывать само руководство, так же, как и следить за ходом их выполнения.

Отстаивать интересы подчиненных

Ответственность подразумевает также желание влиять на все происходящее изнутри и не допускать внешнего влияния без веских причин. Достичь этого невозможно без систематического контроля работы подчиненных. К своим подчиненным руководитель должен относиться как к равным партнерам, отстаивать их интересы перед вышестоящим управлением и в спорных ситуациях с третьими лицами. Сотрудники обязательно оценят лояльность руководства и попытаются улучшить результаты своей работы. Доверительные отношения в коллективе как раз и строятся на том, что шеф будет вести себя последовательно как при личном разговоре, так и публично.

Держать свое слово

Чтобы подчиненные уважали руководителя, он обязан уметь выполнять свои обещания. Это касается не только выплат зарплаты и распределения отпусков. Поэтому прежде чем давать обещания, нужно взять паузу и подумать над тем, как его выполнить. Не стоит расставлять приоритеты, ведь каждое обещание важно. Если вы договорились найти помощника крупному специалисту, то сделайте это несмотря на назревающий кризис и сокращение фонда заработной платы. Сделать это важно, потому что вы дали слово. Неумение выполнять обещания скажется на репутации человека как профессионала.

Инвентаризация и внутренний контроль

 

В Законе N 402-ФЗ содержатся отдельные нормы по проведению инвентаризации (ст. 11) и организации системы внутреннего контроля (ст. 19).

Положение об инвентаризации (за исключением случаев ее обязательного проведения) разрабатывается организацией самостоятельно. Например, крупные торговые или производственные организации проводят инвентаризацию материальных ценностей далеко не раз в год, перед составлением годового отчета и приходом аудиторов, а гораздо чаще. Отдельным приложением к учетной политике нужно оформить порядок проведения инвентаризаций (сроки, периодичность, продолжительность, ответственные лица и т.п.).

Система внутреннего контроля также определяется предприятием самостоятельно и оформляется в виде отдельного приложения к учетной политике.

Организация обязана организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. Если бухгалтерская (финансовая) отчетность организации подлежит обязательному аудиту, она обязана организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухучета и составления бухгалтерской отчетности (за исключением случаев, когда его руководитель принял обязанность ведения бухучета на себя).

Рекомендации по организации внутреннего контроля на предприятии содержатся в Информации Минфина России от N ПЗ-11/2013.

С 1 января 2014 года Федеральный закон от N 357-ФЗ внес изменения в Закон N 402-ФЗ. Для целей бухучета введены понятия мнимого и притворного объектов учета. Под мнимым объектом бухучета понимается несуществующий объект, отраженный в бухучете лишь для вида. Под притворным объектом - отраженный в бухучете вместо другого объекта с целью прикрыть его. Дополнены ст. 9 и 10 Закона N 402-ФЗ: не допускается принимать к бухучету документы, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок. Запрещается регистрация мнимых и притворных объектов бухучета в регистрах бухучета.

Поправки направлены на усиление контроля и требований к первичным документам и достоверности бухучета. Поэтому руководителю необходимо принять непосредственное участие в разработке системы внутреннего контроля за совершаемыми операциями, направленной на получение достаточной уверенности в достоверности и своевременности бухгалтерской (финансовой) отчетности и соблюдение законодательства при ведении бухучета. Распределение полномочий и функций по организации и осуществлению внутреннего контроля организация устанавливает самостоятельно в зависимости от характера и масштабов своей деятельности и особенностей системы управления.

Но при этом нужно учитывать требования корпоративного законодательства. Например, если в ООО более 15 участников, избрание ревизора или ревизионной комиссии обязательно. Остальные компании имеют право, но не обязаны предусмотреть в уставе должность ревизора (п. 6 ст. 32, ст. 47 Федерального закона от N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"). Порядок его работы надо прописать в уставе и внутренних документах организации, в частности в положении о внутреннем контроле.

Еще один нюанс, который нужно иметь в виду директору при утверждении положения о внутреннем контроле.

Законом N 402-ФЗ не установлен порядок подписания бухгалтерской (финансовой) отчетности организации. На данное обстоятельство Минфин указал в Информации от N ПЗ-10/2012. При этом согласно п. 8 ст. 13 данного Закона отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта. Обратите внимание, в приведенной норме Закона N 402-ФЗ говорится не о том, кто подписывает отчетность, а о том, когда она считается составленной. Отсюда возникает вопрос о необходимости подписи главного бухгалтера на отчетности.

По мнению Минфина (ПЗ-10/2012) и ФНС России (Письмо от N ЕД-4-3/[email protected]), бухгалтерская отчетность должна быть подписана лицами, уполномоченными на это законодательством РФ, или учредительными документами организации, или решениями соответствующих органов управления организации. К таким лицам относится руководитель организации, то есть единоличный исполнительный орган, или управляющий, которому были переданы полномочия первого на основании решения органов управления организации. Вместе с тем, если иное не предусмотрено уставом организации, ее руководитель вправе передать свои полномочия на основе доверенности, в том числе на подписание бухгалтерской (финансовой) отчетности, без сообщения об этом органам управления организации.

С учетом положения Закона N 402-ФЗ, а также разъяснения Минфина и ФНС России напрашивается вывод, что с 1 января 2013 года на экземпляре отчетности на бумажном носителе достаточно подписи руководителя.

Вместе с тем имеет место и другой экспертный подход: если в организации есть главный бухгалтер, его подпись на бухгалтерской отчетности должна быть поставлена.

В пункте 1 ст. 30 Закона N 402-ФЗ сказано, что ПБУ, принятые до вступления в силу нового Закона, обязательны к использованию в работе до принятия федеральных и отраслевых стандартов. Поскольку такие стандарты пока не утверждены, продолжают применяться ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" и Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. Приказом Минфина России от N 34н.

В свою очередь, в п. 17 ПБУ 4/99 и п. 38 Положения сказано, что бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации. Формы отчетности, утвержденные Приказом Минфина России от N 66н, также содержат подпись главного бухгалтера помимо подписи руководителя.

Данный подход к вопросу обоснован, поскольку в должностные обязанности главного бухгалтера, как правило, включена информация о составлении и подписании как годовой, так и промежуточной отчетности. Кроме того, вернемся к положению о внутреннем контроле. Если компания не располагает штатом внутренних аудиторов (ревизоров), за организацию и осуществление внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности отвечает не только руководитель, но и главный бухгалтер.

Таким образом, если внутренними документами организации за главбухом закреплена обязанность подписи бухгалтерской (финансовой) отчетности, подпись должна быть поставлена на ней вместе с подписью руководителя.

 

Вопросы и ответы

Устроилась в Компанию с организационно-правовой формой ООО. Руководитель был принят на должность "Директор", а на сколько я знаю в ООО должен быть ГЕНЕРАЛЬНЫЙ директор. Является ли это нарушением Трудового законодательства? И если да, то подскажите пожалуйста как лучше это исправить?

Эксперт:

Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ
(ред. от 29.07.2017)
«Об обществах с ограниченной ответственностью»

Статья 40. Единоличный исполнительный орган общества

1.Единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и другие) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества. Единоличный исполнительный орган общества может быть избран также не из числа его участников.
Договор между обществом и лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества, подписывается от имени общества лицом, председательствовавшим на общем собрании участников общества, на котором избрано лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, или участником общества, уполномоченным решением общего собрания участников общества, либо, если решение этих вопросов отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества, председателем совета директоров (наблюдательного совета) общества или лицом, уполномоченным решением совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Так, что может быть любой и директор, и генеральный директор, президент и т.д.

Эксперт:

Елена.

В действующем законодательстве нет требования к названию должности руководителя  - генеральный директор. В законе об ООО сказано :

Статья 40. Единоличный исполнительный орган общества

1. Единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и другие) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества. Единоличный исполнительный орган общества может быть избран также не из числа его участников.

Удачи)

Эксперт:

Ст 40 Федерального закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 N 14-ФЗ (последняя редакция) не устанавливает обязательность наименования ген.директор, так что руководствуйтесь положениями своего устава. 

1. Единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и другие) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества. Единоличный исполнительный орган общества может быть избран также не из числа его участников.

Подскажите пожалуйста предъявляются ли какие-нибудь требования к директору образовательного учреждения, если это ООО, оказывает услуги по повышению квалификации?

С 2013 года действует профстандарт, будет ли он действовать в данной ситуации?

Эксперт:

Виталий.

С 2013 года действует профстандарт, будет ли он действовать в данной ситуации?
Виталий

Выполнение образовательных стандартов обязательно как для государственных, так и для частных образовательных учреждений. Если ваше учреждение выдает сертификаты по повышению квалификации и имеет лицензию на образовательную деятельность, то вы также должны придерживаться профессионального стандарта, установленного приказом Минтруда России от 18 октября 2013 года № 544н

Эксперт:


С 2013 года действует профстандарт, будет ли он действовать в данной ситуации?
Виталий

Несмотря на то, что у должности будет наименование директор, в данном случае будет действовать профессиональный стандарт педагога, поскольку директор де-факто тот же педагог, независимо от того является ли образовательное учреждение коммерческим или нет, так как деятельность связана с образовательной.

На территорию предприятия ООО "..........." приехали с виду солидные люди и говорят что они новые хозяева, хотят вывести оборудование, командуют чтоб рабочие слушались и производили уборку территории и т. п.. Какие у них документы имеет право потребовать работник данного предприятия в знак доказательства что они новые руководители?

Эксперт:

Попросите предъявить выписку из ЕГРЮЛ (единый государственный реестр юридических лиц) и паспорт. Позвоните директору, который был руководителем до приезда «солидных людей».

В Муниципальном казённом общеобразовательном учреждении Крестовогородищенская средняя школа 30 июня 2015 года произошла смена руководства. В настоящее время директор школы находится в законном отпуске до 25 августа 2015 года. В июне директор написала заявление начальнику управления образования МО «Чердаклинский район» об увольнении по окончании отпуска в связи с выходом на педагогическую пенсию. Кандидатура от школы в Управлении образования коллегиально не рассматривалась. Новый кандидат согласовывался с Главой администрации МО « Чердаклинский район».

30 июня 2015 начальник управления образования познакомила педколлектив с новым директором , при этом заметив, что достойной кандидатуры в педколлективе она не увидела. Хотя 90% учителей являются выпускниками данной школы и всю свою жизнь посвятили работе в ней. Новый директор имеет высшее экономическое образование, ни дня не работала в школе, не имеет педагогического образования, не имеет стажа на педагогических или руководящих должностях.

Новый директор приступила к должностным обязанностям директора школы , а прежний директор находится в отпуске . Татьяна Юрьевна назначила нового заместителя по учебно- воспитательной работе, которая не имеет высшего образования, имеет маленький педагогический стаж, практически не вела уроки, а просидела 2 года в библиотеке, и которая тоже приступила к своим должностным обязанностям. Введены новые ставки секретаря и дворника, которых в школе никогда не было.

Непонятно откуда в школу начали поступать какие-то многочисленные внебюджетные средства на ремонт от каких-то бизнесменов, которые почему-то сильно захотели помочь нашей школе.

Может ли так назначаться директор школы?

Эксперт:

Как правило директор школы назначается районным отделом образования (ГУНО или РОНО), с утверждением его главой администрации города.

К сожалению мы не видим положения о ГУНО администрации города, как правило все там расписано, в том числе и требования к стажу работы.

Эксперт:

Как правило порядок установлен Уставом школы. В соответствии с ФЗ Об образовании

Статья 26. Управление образовательной организацией
2. Управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.
3. Единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель), который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации.
5.Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Есть что то в Уставе школы по этому поводу?

Эксперт:

Светлана!

Что касается директора:

1) В соответствии с п. 5 ст. 26 ФЗ «Об образовании в РФ» структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются
уставом образовательной организации в соответствии с законодательством РФ. Поэтому нужно смотреть Устав.

назначила нового заместителя по учебно- воспитательной работе, которая не имеет высшего образования, имеет маленький педагогический стаж, практически не вела уроки, а просидела 2 года в библиотеке,
Светлана
Введены новые ставки секретаря и дворника, которых в школе никогда не было.
Светлана

2) В силу п. 1 и 2 ст. 52 Закона в образовательных организациях наряду с должностями педагогических работников, научных работников предусматриваются должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских
и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции.

Право на занятие таких должностей имеют лица, отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Поэтому, новые должности директор может включать в штатное расписание, если в этом есть такая необходимость.

Эксперт:

Светлана, добрый вечер.

На мой взгляд, Ваш нынешний директор не соответствует квалификационным требованиям.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н«Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел „Квалификационные
характеристики должностей работников образования“

II.Должности руководителей

Руководитель(директор, заведующий, начальник) образовательного учреждения
Должностные обязанности.
Осуществляет руководство образовательным учреждением в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, уставом образовательного учреждения.Обеспечивает системную образовательную (учебно-воспитательную) и административно-хозяйственную (производственную) работу образовательного учреждения. Обеспечивает реализацию федерального государственного образовательного стандарта, федеральных государственных требований. Формирует контингента обучающихся (воспитанников, детей), обеспечивает охрану их жизни и
здоровья во время образовательного процесса, соблюдение прав и свобод
обучающихся (воспитанников, детей) и работников образовательного учреждения в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Определяет стратегию, цели и задачи развития образовательного учреждения, принимает решения о программном планировании его работы, участии образовательногучреждения в различных программах и проектах, обеспечивает соблюдениетребований, предъявляемых к условиям образовательного процесса, образовательным программам, результатам деятельности образовательного учреждения и к качеству
образования, непрерывное повышение качества образования в образовательном учреждении. Обеспечивает объективность оценки качества образования обучающихся(воспитанников, детей) в образовательном учреждении. Совместно с советом образовательного учреждения и общественными организациями осуществляет разработку, утверждение и реализацию программ развития образовательного
учреждения, образовательной программы образовательного учреждения, учебных планов,
учебных программ курсов, дисциплин, годовых календарных учебных графиков,
устава и правил внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения.
Создает условия для внедрения инноваций, обеспечивает формирование и реализацию инициатив работников образовательного учреждения, направленных на улучшение работы образовательного учреждения и повышение качества образования, поддерживает благоприятный морально-психологический климат в коллективе. В пределах своих полномочий распоряжается бюджетными средствами, обеспечивает
результативность и эффективность их использования. В пределах установленных средств формирует фонд оплаты труда с разделением его на базовую и стимулирующую часть. Утверждает структуру и штатное расписание образовательного учреждения. Решает кадровые, административные, финансовые, хозяйственные и иные вопросы в соответствии с уставом образовательного учреждения. Осуществляет подбор и расстановку кадров. Создает условия для непрерывного повышения
квалификации работников. Обеспечивает установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующей части (надбавок, доплат к окладам (должностным окладам) ставкам заработной платы работников) выплату в полном размере причитающейся работникам заработной платы в сроки, установленные
коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами. Принимает меры по обеспечению безопасности и условий труда, соответствующих требованиям охраны труда. Принимает меры по обеспечению
образовательного учреждения квалифицированными кадрами, рациональному
использованию и развитию их профессиональных знаний и опыта, обеспечивает
формирование резерва кадров в целях замещения вакантных должностей в
образовательном учреждении. Организует и координирует реализацию мер по
повышению мотивации работников к качественному труду, в том числе на основе их материального стимулирования, по повышению престижности труда в образовательном учреждении, рационализации управления и укреплению дисциплины труда.
Требования к квалификации.
Высшее профессиональное образование по направлениям подготовки „Государственное и муниципальное управление“, „Менеджмент“, „Управление
персоналом“ и стаж работы на педагогических должностях не менее 5 лет, или
высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное
образование в области государственного и муниципального управления или
менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих
должностях не менее 5 лет.
Эксперт:
Статья 51. Правовой статус руководителя образовательной организации. Президент образовательной организации высшего образования
1. Руководитель образовательной организации в соответствии
с законодательством Российской Федерации и уставом образовательной организации:
1) избирается общим собранием, конференцией работников (общим собранием, конференцией работников и обучающихся) образовательной организации с последующим утверждением учредителем образовательной организации;
2) назначается учредителем образовательной организации;
3) назначается Президентом Российской
Федерации в случаях, установленных федеральными законами;
4) назначается Правительством Российской
Федерации (для ректоров федеральных университетов).
2. Кандидаты на должность руководителя образовательной
организации должны иметь высшее образование и соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций и (или) профессиональным стандартам
.
3. Запрещается занятие должности руководителя образовательной организации лицами, которые не допускаются к педагогической деятельности по основаниям, установленным трудовым законодательством.
4. Кандидаты на должность руководителя государственной или муниципальной образовательной организации и ее руководитель (за исключением
руководителей, указанных в пунктах 3 и 4 части 1 настоящей
статьи)проходят обязательную аттестацию. Порядок и сроки проведения аттестации
кандидатов на должность руководителя и руководителя государственной или
муниципальной образовательной организации устанавливаются учредителями этих
образовательных организаций. В случаях, установленных законодательством
Российской Федерации, кандидаты на должность руководителя федеральной
государственной образовательной организации также согласовываются с
уполномоченным Президентом Российской Федерации федеральным государственным органом.
5. Должностные обязанности руководителя государственной или
муниципальной образовательной организации, филиала государственной или
муниципальной образовательной организации не могут исполняться по
совместительству.
6.Права и обязанности руководителя образовательной организации, его компетенция в области управления образовательной организацией
определяются в соответствии с законодательством об образовании и уставом образовательной организации
.
7. Руководителям образовательных организаций предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, права, социальные гарантии и меры социальной поддержки, предусмотренные для педагогических работников пунктами 3 и 5 части 5 и частью 8 статьи 47 настоящего Федерального закона.
8. Руководитель образовательной организации несет ответственность за руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью образовательной организации.
9. Особенности замещения должностей, назначения на должности и статуса руководителя федеральной государственной образовательной организации, осуществляющей подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, определяются в
порядке, установленном федеральными законами.
10. Особенности избрания, назначения на должность и статуса руководителя частной образовательной организации определяются в уставе частной образовательной организации в соответствии с трудовым законодательством.
11. В образовательной организации высшего образования по решению
ее ученого совета может учреждаться должность президента образовательной
организации высшего образования.
12. Совмещение должностей ректора и президента образовательной организации высшего образования не допускается.
13. Порядок избрания президента образовательной организации высшего образования и его полномочия определяются уставом образовательной
организации высшего образования.
14. После избрания президента государственной или муниципальной образовательной организации высшего образования между ним и
учредителем этой образовательной организации заключается трудовой договор на срок до пяти лет. Прекращение трудового договора с президентом государственной или муниципальной образовательной организации высшего образования осуществляется по основаниям, установленным трудовым законодательством, в том числе по основаниям прекращения трудового договора с руководителем этой образовательной организации.
ст. 51, Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об
образовании в Российской Федерации» {КонсультантПлюс}
Требования к квалификации. Высшее профессиональное
образование по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное
управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» и
стаж работы на педагогических должностях не менее 5 лет или высшее
профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет.
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н (ред. от 31.05.2011)
«Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей
руководителей, специалистов и служащих, раздел „Квалификационные
характеристики должностей работников образования“ {КонсультантПлюс}
4.8. Кандидаты на должность руководителя и руководители
образовательных организаций, в отношении которых на любом из этапов аттестации выявились их несоответствие установленным квалификационным требованиям или профессиональным стандартам, или наличие у них ограничений на занятие педагогической деятельностью, или ограничений для работы в сфере образования, или нарушение установленного в соответствии с уставом образовательной организации порядка выдвижения кандидата на должность руководителя, или подлог представленных документов, решением Аттестационной комиссии признаются не прошедшими аттестацию и к иным ее этапам не допускаются.
Приказ Минобрнауки России от 16.03.2015 N 240 „Об утверждении Порядка и
сроков проведения аттестации кандидатов на должность руководителя и
руководителя образовательной организации, находящейся в ведении Министерства
образования и науки Российской Федерации“ {КонсультантПлюс}

Из приведенных выше норм видно, что назначению на должность директора должна предшествовать аттестация, при проведении которой должно было быть проверено соответствует ли данная кандидатура квалификационным требованиям. По Вашим описаниям она им не соответствует, в таком случае она должна была быть признана непрошедшей аттестацию и как следствие не могла быть назначена на должность.

Вы можете подготовить коллективное письмо с просьбой проверить законность назначения директора и направить его в Министерство образования, но не факт, что Вам назначат директора из числа Ваших сотрудников. Вводить новые должности, такие как дворник и секретарь, законом не запрещено. Поступление на счет средств от сторонних организаций тоже не противозаконно. Наоборот, для школы в этом только плюсы, так как из бюджета выделяется мало средств.

Источники

Использованные источники информации.

  • https://lifehacker.ru/nachinajushhij-rukovoditel/
  • http://alfaman.org/samorazvitie/117-kak-stat-horoshim-rukovoditelem.html
  • http://prom-nadzor.ru/content/chto-dolzhen-znat-direktor
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий